Назад

Тест ультракомпактных усилителей Match M 5DSP и Match M 2FX

Тесты и обзоры

Эти усилители заинтересовали меня сразу, как только были анонсированы. Пять каналов усиления, включая сабвуферный, полноценный процессор, и всё это в корпусе едва больше сигаретной пачки! Причём, параметры-то заявлены ни разу не детские. В чём подвох? Как только появилась возможность познакомиться с ними детально, постарался её не упустить.

Как вообще рассматривать Match?

Для начала немного покопался на сайте производителя. Надо же понять, для чего вообще такой необычный продукт создавался. Бренд Match принадлежит Audiotec-Fischer. Кто не в курсе, именно этой конторе принадлежат бренды Brax и Helix. У каждого из них – своя концепция, свои приоритеты и свой круг потребителей. Соответственно, бренд Match тоже должен быть ориентирован на какой-то определённый сегмент рынка.

Пробежался по каталогу. Сабвуферы с невысокой мощностью, но высокой чувствительностью, акустика большей частью для установки в штатные места, усилители и процессоры лилипутских размеров. И огромная куча адаптеров-переходников-разъёмов-проводочков, чтобы всё это можно было втыкать в штатки без лишней «хирургии».

В общем, вывод очевиден, Match – это максимально возможный апгрейд штатного аудио при минимальном вмешательстве в конструкцию автомобиля. В подтверждение тому – премия EISA, которую Match M 5DSP получил как раз в номинации In-Car Smart Upgrade.

Полагаю, что и рассматривать процессорный Match M 5DSP и его компаньона Match M 2FX нужно именно с такой точки зрения. А не как, например, его коллегу Helix P SIX DSP от того же производителя. У того-то концепция вполне классическая.

Как соединять и к чему подключать

Итак, 5-канальник Match M 5DSP имеет встроенный процессор, а двухканальник Match M 2FX без оного. Это две абсолютно независимые друг от друга модели, но, как оказалось, составляющие вполне сбалансированную пару. Сейчас это поясню.

Усилитель в Match M 5DSP имеет пять каналов – четыре обычных и один сабвуферный. А процессор у него 7-канальный. «Лишние» два канала оформлены в виде линейного выхода. К нему, собственно, и можно подключить 2-канальник Match M 2FX.

Соединяются они кабелем с разъёмами mini-jack, для обычных RCA-разъёмов места на корпусе просто нет. Не очень я люблю такие разъёмы на автомобильных усилителях, но, думаю, конкретно здесь это самое уместное решение из всех возможных вариантов.

Если объединить усилители в единую систему, то получим семь каналов усиления – четыре канала со средней мощностью, два канала помощнее и канал сабвуфера. В заявленных цифрах это выглядит так:

Match M 5DSP:

  • 4 х 60 Вт на 4 Ом
  • 1 х 90/160 Вт на 4/2 Ом

Match M 2FX:

  • 2 х 125 Вт на 4 Ом
  • 2 х 220 Вт на 2 Ом

Пару возможных схем нарисовываются сразу – «двухполосный фронт + тыл + саб» или «3-полосный фронт + саб». О том, какие канала на что лучше отвести, будет в выводах. Как оказалось, по этой части усилители имеют свои особенности.

Поскольку в получающейся системе главным становится 5-канальник, именно он и подключается к источнику сигнала. У него есть 4-канальный высокоуровневый вход и оптический вход. Естественно, Match M 5DSP умеет определять сигнал на высокоуровневом входе и автоматически включаться. Но важнее, что в проге можно выставлять приоритеты входов, в том числе и автопереключение на цифровой вход при появлении на нём сигнала. Т. е. пульт управления ему, по сути, и не обязателен.

Конструкция

Фото для понимания размеров. Похоже, большие «плиты» в половину багажника постепенно начинают уходить в прошлое.

Пора браться за отвёртку. На обратной стороне очередное напоминание, мол, усилители сделаны не где-то и кем-то, а вот прямо в Германии.

Сначала Match M 5DSP. Усилитель выполнен на двух платах. Добраться до самых глубин не удалось, платы соединены между собой жёстко, и вынуть их можно только обе разом. Но нижняя при этом закреплена через термопрокладку на корпусе. Если попытаться расковырять, то аккуратно собрать обратно будет уже проблематично. Не стал этого делать, усилитель брал с возвратом в исходном состоянии.

Придётся оценивать то, до чего удалось добраться. Как оказалось, это тоже не так уж и мало, на верхней плате как раз вся процессорная начинка.

Из того, что оказалось доступно глазу – процессор Analog Devices ADAU1445. К слову, такие же используются и у «старших братьев» Helix. Рядом «обслуживающий» микропроцессор Atmel, но он нам сейчас не так интересен. Ищу ЦАП/АЦП. Кроме микросхемы Asahi Kasei AK4629VQ ничего не нахожу. Судя по всему, как раз она отвечает как за преобразование аналога в цифру, так и цифры в аналог. К сожалению, описание на этот счёт немногословно, но в любом случае нужно признать – процессорная начинка у Match M 5DSP совсем не дохлая.

У двухканальника всё попроще, но принцип сборки точно такой же – две соединённые между собой платы, нижняя закреплена на корпусе.

Немного жаль, что не удалось добраться до нижних плат. Интересно было бы даже не столько усилительные части посмотреть, сколько блоки питания.

Управление

Вполне логично, что Audiotec Fischer использует одну программу управления для всех своих процессоров – и Helix, и Match, и Brax. Скачиваю с сайта последнюю версию DSP PC Tool (на текущий момент это ver. 4.01) и… обламываюсь, потому что она не работает с Match M 5DSP. Немцы клятвенно обещают, что вот-вот выйдет новый релиз, и тогда всё заработает, а пока что пользуйтесь DSP PC Tool ver. 3.40. Не вопрос, скачиваю, подключаюсь по USB. Теперь всё норм.

В принципе, имеем почти тот же функционал, что и для процессоров Helix. Не буду перечислять всё, что там есть, просто пробегусь по основным моментам.

Для фильтров можно задать характеристику (Баттерворт, Бессель, Чебышев, Линквиц-Райли или задать свою добротность). Считаю, это важный момент, опытные настройщики оценят. Эквалайзер – помесь графического и параметрического. Навскидку вроде как 31-полосный графический, но для каждой полосы можно дополнительно скорректировать центральную частоту и добротность. Задержки, переворот фазы, в общем, всё, что полагается процессору, тут есть.

Из фишек, присущих чисто модели M 5DSP – выбор режима работы усилителя – Mid Power или High Power. В первом усилитель выдаёт не больше 35 Вт на каждый из каналов (кроме сабвуферного). Это на тот случай, если усилитель подключается прямо в штатную проводку и берёт питание оттуда же (для этого предлагается опциональный кабель с ISO-разъёмами). Этот режим включен по умолчанию.

Если же усилитель подключать по уму, и брать питание напрямую от аккумулятора, то в программе нужно поставить галочку High Power (в окне конфигурации внизу справа). В этом случае усилитель и должен выдать в каждый канал обещанные 90 Вт.

Перед этим прога, само собой, предупредит о том, что такое включение стоит использовать только с таким подключением питания.

Фишка, которая мне нравится в Helix, есть и здесь – это возможность маршрутизировать сигналы – назначать с какого входа на какой выход пойдёт сигнал. В том числе можно и «подмешивать» сигналы друг к другу. К примеру, как это делается для канала сабвуфера – по умолчанию на него идёт сумма сигналов со всех четырёх входов.

Для удобства управление задержками выведено в отдельное окно. Тут каждый найдёт привычный для себя режим работы – можно выставлять задержки по времени, по расстоянию или вовсе включить графический режим и таскать мышкой точку прослушивания и сабвуфер.

Что касается подключения к штатным системам по высокому уровню, то тут главная фишка – возможность отдельно скорректировать АЧХ по входу. В том числе описание предлагает способ сделать это при помощи микрофона, подключенного к компу.

Измерения

Выходная мощность

Огорчу, но в этот раз получилось оценить потенциал усилителей лишь приблизительно, без точных цифр. На выходе измерительного комплекса имется сигнал с линейным уровнем, а пятиканальник подключается по высокому уровню. Тупо не хватило амплитуды, чтобы довести усилитель до клипа. Да и двухканальнику, как оказалось, тоже нужен сигнал с хорошим размахом.

Тем не менее, при максимально выкрученной чувствительности и максимальном сигнале, который может выдать Audiomatica Clio, двухканальник переваливает за 70 Вт на 4 Ом и за 100 Вт на 2 Ом. И при этом, заметьте, он ещё не начинает ограничивать сигнал (кто не в курсе, по стандарту CEA-2006 номинальная мощность усилителя – это такая, при которой искажения начинают расти и переваливают рубеж в 1%).

В качестве проверки подал сигнал уже не напрямую с комплекса, а через усилитель, и посмотрел, что творится на выходе Match с помощью токовых клещей и вольтметра (измерил среднеквадратичные значения тока и напряжения). Методика, конечно, сомнительная – невозможно точно проконтролировать момент, когда искажения переходят границу 1%. Но зато получилось убедиться – описание по поводу выходной мощности всё же не врёт.

Фильтры

Для процессорного пятиканальника смотреть, на самом деле, нечего. Сто раз уж подтверждено – что на экране, то и на выходе. Цифровая обработка нынче по этой части не промахивается. А вот аналоговые фильтры двухканального Match M 2FX посмотрел. Тут тоже особых вопросов не возникло. Характеристики стабильны во всём диапазоне настройки. Разве что нижняя граница настройки у ФВЧ чуть промахнулась, да и то не слишком принципиально.

Характер искажений

Тут всё как обычно – на вход подаю разные сочетания частот и смотрю на выходной сигнал. Должен сказать, для D-класса получилось на удивление неплохо. Паразитных гармоник относительно мало, их уровень невысокий. Общий уровень шумов низкий – стабильно ниже -90 дБ, а то и вовсе за -100 дБ уходит. При этом, замечу, уровень выходного сигнала был хоть и не самый высокий, но вполне серьёзный, соответствующий громкости выше обычной.

Спектрограммы выходного сигнала для пятиканальника Match M 5DSP

Спектрограммы выходного сигнала для двухканальника Match M 2FX

 

 

Прослушивание

Для пущего интереса на прослушивание был взят Audison Prima 8.9 bit как самый близкий по концепции усилитель. К тому же его звуковой почерк уже неплохо изучен, так что сравнение как бы напрашивалось само собой.

Audison и пятиканальник Match M5DSP подключались по оптике. Двухканальник подключался по аналогу. Источник – звуковая карта ESI Juli@, подключенная к ноутбуку через внешний PCI-бокс. Одновременно с этим процессоры были подключены по USB к другому компьютеру для оперативного управления громкостью. Акустика – полочники PSB Synchrony One B. Переключение с одного усилителя на другой занимало не больше 30 секунд – все они были под питанием, нужно было лишь переставить оптику и акустические кабели. А для двухканальника добавлялось лишь переключение в настройках карточки с оптики на аналог.

Поскольку слуховая память относительно кратковременна, было решено не слушать всё подряд, а взять лишь несколько самых показательных треков. Прослушивание в этот раз проводилось вместе с Павлом Назаровым, который, кстати, и предоставил процессор на изучение, за что ему огромное спасибо. В принципе, разница была слышна довольно ясно, так что мнения практически по всем пунктам совпали. Вот какие выводы удалось сделать:

Tsuyoshi Yamamoto – Star Dust (диск The Super Extended Resolution Sound of TBM):

Акцент на рояль с насыщенным и напористым звучанием, нежное поддерживающее звучание скрипичной группы, барабанщик совсем на заднем плане легко касается щёточками тарелок. Хороший трек для проверки микродинамики.

Audison воспроизвёл его тепло и как-то уютно. Придраться можно, например, к роялю, который передавался «мягче», чем нужно бы, но при этом оставаясь мелодичным, цельным и объёмным. Это как энергичная Yamaha зазвучала бы, к примеру, как более аккуратный и напевный Bechstein.

Match M 5DSP выдал более ясное звучание на СЧ и ВЧ. Рояль стал более резким, как ему и полагается, щёточки на заднем плане звучали более явно. Скрипичная группа перестала плавать в пространстве звуковым облачком, а стала отчётливее. Первое впечатление – Match более лёгкий и динамичный. Но при этом объём и глубину звуковой сцены Audison передаёт лучше, Match в этом смысле попроще. Звуковая подача у Match более прохладная и какая-то легковесная что ли. Будто корпус рояля потерял свой объём и стал эдакой пианинкой.

Двухканальник Match M 2FX сохранил прохладно-педантичный характер звучания, но показал более насыщенную нижнюю середину. К роялю вернулся его объём. Контроль на НЧ гораздо лучше. Двухканальник явно выигрывает в энергетике у пятиканальника, хотя и проигрывает ему в разрешении (есть предположение, что слабым местом оказался его аналоговый вход).

Archie Sheep – When Things Go Wrong (диск Triangle Electroacoustique):

На этом треке тоже есть рояль, только с более мягким и мелодичным звучанием и уже не на первом плане. На первом плане – шикарнейший, с богатым «медным» тембром, саксофон, записанный во всех мельчайших подробностях – постукивание клапаночков, течение через них воздуха и всё такое прочее.

А вот на этом треке Match показался более интересным. Да, Audison показал саксофон цельно и объёмно, совсем не похоже на D-класс (который часто обвиняют в грубости звучания). Но зато Match M 5DSP лучше передал жёсткие «медные» вибрации. Сам инструмент имеет достаточно яркий и сложный характер звучания, и звуковая подача Match отлично к нему подошла. Но он снова уменьшил инструмент в размерах, что особенно хорошо слышно, когда саксофонист брал нижние ноты. Всё же энергетики пятиканальнику не хватает, НЧ диапазон – это не его.

Двухканальник, как и на первом треке, добавил в звучание недостающей энергетики на НЧ и «нижней середине», немного проиграл в прозрачности на СЧ и ВЧ, но сохранил по-немецки педантичную звуковую подачу.

Livingston Taylor — Isn’t She Lovely (диск The World’s Greatest Audiophile Vocal Recordings):

Тут на первом месте вокал. Хорошая запись, чтобы оценить цельность формирования музыкальных образов (не путать с образами на звуковой сцене). Записи вокала в этом смысле вообще имеют немало достоинств. Возможно, потому, что голос для нашего восприятия намного естественнее любых инструментов. А тут и сам голос богатый, и запись интересная, живая, да ещё и лёгкое насвистывание в самом начале трека.

На этом треке Audison сформировал музыкальный образ очень неплохо, ему удалось создать ощущение, что за микрофоном и всем звукозаписывающим трактом стоял всё же живой реальный человек. Match – чуть суше и чуть острее. Исполнитель немного отодвинулся от микрофона, гортанных звуков чуть меньше.

Выводы

В целом Match показал себя достойно и совсем не провалился по звуку. Но чтобы результат порадовал, нужно обязательно учитывать особенности усилителей. Двухканальник однозначно имеет больший энергетический потенциал и неплохо встанет, например, на НЧ/СЧ звено. К тому же он нормально тянет 2-омную акустику. Пятиканальник лучше пускать на каналы, не требовательные к энергетике – СЧ, ВЧ в поканалке или, к примеру, на тыл. В крайнем случае, подбирать к нему чувствительную 4-омную акустику с лёгкой подвижкой.

К сабвуферному каналу, понятное дело, подключать тяжеленный саб смысла нет, мощности не те. Так что тут нужно смотреть в сторону сабов с высокой отдачей – те же Match, например, они как раз на это и рассчитаны. Или, к примеру, можно посмотреть в сторону младших моделей Hertz. Из недавно протестированного – BLAM Super Sub 10 неплохо подойдёт. Выбор, в общем, есть.

Так что «мелюзга», считаю, получилась далеко не провальной. Надо думать, всё же премию EISA за просто так не раздают. Да, нужно понимать, что это не заоблачный High End, но при умении пользоваться настройками (вот на это прямо особое внимание обращу), на Match M 5DSP и M 2FX можно строить системы «для жизни» с очень и очень неплохим результирующим звучанием. И, главное, с минимальными затратами на инсталляцию – с такими-то размерами.

Источник: https://carmus.ru/content/104